Главная - Статьи - Чем отличаются нормативные правоввые от нормативных

Чем отличаются нормативные правоввые от нормативных


Чем отличаются нормативные правоввые от нормативных

Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты


1. Правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные). 2. Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение. 3. Ненормативный (индивидуальный) правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение.

4. К нормативным правовым актам относятся: 1) настоящий Устав городского округа Прохладный КБР, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР. 3) нормативные правовые акты главы местной администрации городского округа Прохладный КБР.

5. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся: 1) решения Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР, носящие ненормативный характер; 2) постановления и распоряжения главы городского округа Прохладный КБР (председателя Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией; 3) постановления и распоряжения главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по вопросам организации работы местной администрации городского округа Прохладный КБР; 4) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации городского округа Прохладный КБР.

6. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти КБР в порядке, установленном законом Кабардино-Балкарской Республики.

7. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. 8. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

< статья 60.> Статья 62. >> Содержание Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
31 августа 2022 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Приложение1

Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД). Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений.
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений.

Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  1. 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  2. 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения. Норма права касается:

  1. в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  2. а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  3. б) круга должностных лиц;
  4. г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

В чем разница между нормативным актом и нормативно-правовым, отличия

Они издаются на основе и во исполнение законов (НА). В юридической практике называются подзаконными актами.

НПА могут:

  1. конкретизировать применение НА.
  2. устанавливать новые нормы;
  3. уточнять другие нормы законов;

НПА имеют иерархическую структуру, зависящую от компетенции законотворческого органа: Особенности документа:

  • Не персонифицирован. Действие распространено на круг лиц для регулирования их взаимоотношений.
  • Многократность применения.

    Вступает в силу каждый раз, когда наступают обстоятельства, указанные в норме.

НПА касается:

  1. организаций;
  2. учреждений;
  3. всех граждан.
  4. государственных органов;

Государственные учреждения власти принимают НПА для регулирования различных аспектов социальной и экономической жизни. На их основе реализуются федеральные законы, направленные на содействие гражданам в осуществлении их права. ПА может не содержать нормативного регулирования.

Такой ненормативный документ (ПА) издается высшим должностным лицом/коллегиальным органом в отношении определенных лиц и коллективов на основе действующих норм.

Он не меняет старые и не устанавливает новые нормы права. Такой ПА устанавливает, отменяет, изменяет права конкретных лиц/организаций. К правовым актам относятся:

  1. распоряжения;
  2. постановления.
  3. приказы;

Издавать ПА имеют право:

  1. федеральные органы;
  2. руководители высшего звена.
  3. органы местной власти;

В документоведении индивидуальные ПА обозначают, как организационно-распорядительные.

Указы Президента РФ относятся к НПА, распоряжения – к ПА. Правительство РФ издает постановления в виде НПА, распоряжения по оперативным вопросам – в виде ПА. Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти во исполнение указов Президента, постановлений Правительства носят нормативно-правовой характер.

Разница заключается в сроках действия, порядке утверждения и применения. НПА может быть постоянно действующим или установленным на конкретный срок, начиная с определенной даты.

Нормативные акты и ненормативные акты: понятие и отличия

Тем временем, ненормативные акты подготавливаются исполнительной властью.

Второе отличие свидетельствует о том, что нормативные документы предназначены для регулирования наиболее важных сфер общественной жизни, а ненормативная документация регулирует другие виды общественных связей и операций. Они нуждаются в юридическом сопровождении. Документы ненормативного характера дополняют, конкретизируют, служат в качестве вспомогательных актов.Также разница между нормативными актами и ненормативными актами состоит в разности юридической увесистости.

Первые обладают наивысшей юридической силой и весом. А вторые уступают первым по силе и значимости, подчиняются им, прекращают свое действие при каких-то нестыковках или противоречиях с нормативными документами.Четвертое отличие гласит о том, что нормативные правовые акты принимаются коллективным способом высшими органами власти, а ненормативные формируются коллегиально либо индивидуально.
А вторые уступают первым по силе и значимости, подчиняются им, прекращают свое действие при каких-то нестыковках или противоречиях с нормативными документами.Четвертое отличие гласит о том, что нормативные правовые акты принимаются коллективным способом высшими органами власти, а ненормативные формируются коллегиально либо индивидуально. Создаются они соответствующими уполномоченными или юридически задействованными в деле лицами.Пятое отличие нормативного акта от ненормативного гласит о разности их состава и структурированности.

Акты нормативных видов по своей структуре разветвленные, обширные и детализированные, а документы второго типа не имеют четкого составного содержания. Смешание нормативных актов и ненормативных актов весьма чревато, поскольку с практической точки зрения границы компетенций определенных властных органов и подчиняющихся им структурно-организационным единицам должны быть строго регламентированы и очерчены.

Стирание граней между ними ведет к превышению полномочий определенных органов, которые призваны лишь придерживаться, исполнять и контролировать действие законов, а не издавать их. Это еще один факт того, чем отличается нормативный акт от ненормативного. Непонимание этих границ влечет за собой нарушения правопорядка, хаос, бессистемность, неразбериху со стороны органов различного назначения в процессе принятия актов.

Какое же главное отличие нормативного

1.3.

Виды правовых актов

Существует зависимость вида акта от его нормативного содержания и органа принятия.Нормативные правовые акты принимаются (издаются) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в виде законов, указов, постановлений, приказов, правил, инструкций, положений и т.д.Так, например, согласно подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается».

Минюст России в о применении указанных Правил, также подчеркивает, что НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде, (например, Банка России либо рекомендательного характера) не должны содержать предписания нормативно-правового характера.Нормативные акты Банка России могут быть изданы в форме указаний, положений и инструкций ( Положения о правилах подготовки нормативных актов Банка России, утв. Банком России 22.09.2017 N 602-П). При этом в соответствии со Федерального закона

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

, нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.Муниципальные правовые акты принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов.

Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию (подробнее см.

Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).В соответствии с Федеральным от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.Локальные нормативные акты принимают работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями ( ТК РФ).

Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).В соответствии с Федеральным от 06.10.2003 N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.Локальные нормативные акты принимают работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями ( ТК РФ). Наиболее распространенные формы таких актов — положение, правила, инструкция и т.д.Ненормативные акты издаются в самых разных формах.

Однако следует обратить внимание на следующее.

По установившемуся положению, если акты изданы в виде законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила.

Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в виде законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в виде законов.

Открыть полный текст документа

Разница между правовым и нормативным правовым актом


Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов.

Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции.
Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции.

НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой.

Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений.

Иными словами, НПА всегда порождает норму права.Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта.

Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа.

Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение. НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм.

Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

  1. Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
  2. Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
  3. Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
  4. Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2022 г. N 50 г. Москва «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.

С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.3.

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными

1.1. Нормативная правовая информация

Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.Указанные признаки также приведены в Минюста России о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации с ссылкой на Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2022 г. N 50

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

.Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.ЗаконыЗаконы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.Высшую юридическую силу имеет РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ.

Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.Законы РФ принимаются в виде:- законов РФ о поправках к РФ;- федеральных конституционных законов;- федеральных законов (в том числе кодексов).Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу.

Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы: 1.

Конституция РФ Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции.

Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены , по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.2.

Международные договорыЯвляются частью правовой системы России (). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать .4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов ФедерацииНаша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов.

У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они Конституции РФ. 6. Законы субъектов ФедерацииЗаконодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ. 7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации.

Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции. На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования. Копировать ссылку

В правоприменительной практике нередко встает вопрос различия понятий нормативного правового акта и индивидуального акта.

Одним из существенных пробелов, имеющихся в российском законодательстве, является отсутствие легального определения нормативного правового акта, что способствует значительным спором, возникающим в судебной практике по делам об оспаривании нормативных правовых актов (далее-НПА).

Первоначальное определение нормативного правового акта было дано в Постановлении Государственной думы Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД

«Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»

, в котором под таким актом понимался письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Аналогичная дефиниция используется и в

«Разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

, утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88. В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»

определил существенные признаками, характеризующие НПА: — издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, — наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем, указанное постановление высшей судебной инстанции не является единственным, которым определяется понятие и признаки нормативного правового акта.

Так, в Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 58

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов»

указано, что разрешая вопрос о том, является ли оспариваемый акт органа публичной власти НПА, арбитражный суд должен установить содержатся ли в таком акте нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц либо нормы, которые вводят в действие нормы права, а также изменяют или отменяют действующие нормы права.

Таким образом, указанным постановлением не только определяется существенные признаки нормативного правового акта, но и, по сути, дается его понятие. Учитывая изложенное, в настоящее время в российской судебной практике вопрос о понятии и признаках нормативного правового акта определен.