Гуманистический принцип в чем заключается
Оглавление:
- Российское гуманистическое общество
- Гуманизм в педагогике — что это такое: основные идеи
- Принцип гуманизма — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
- Принцип гуманизма юридической ответственности
- 1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования
- Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
- Гуманистические принципы образования
- Реализация принципа гуманизма в уголовном праве
- Принцип гуманизма
Российское гуманистическое общество
То есть он отрицает бытие чего-то высшего, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.
Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует. Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.
- Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.
- Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать
- Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира.
- Гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправиеперед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.
- Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.
Гуманизм в педагогике — что это такое: основные идеи
В рамках идеи отвергается разделение людей по национальному, экономическому или другим признакам.
В контексте идеологии формируются этические установки, которые предполагают ответственность каждого члена социума, в том числе ученых и политиков.Необходимость отвечать за действия обусловлена возможными негативными последствиями деятельности людей для человечества и окружающей среды. В первую очередь это касается научных открытий и принятых политических решений, способных нанести вред природе, физическому и психическому здоровью членов общества. Гуманизм, как мировоззрение, следует рассматривать с учетом значения термина.Слово «humanitas» в латинском языке означает «человеколюбие».
Идеи гуманизма с древних времен вели человека к вершинам развития, вселяли надежду на счастливое будущее, стимулировали улучшать условия жизни, как уже было упомянуто в философских источниках. В современном обществе на фоне улучшения материального благополучия нередко наблюдается духовное обеднение личности, отчужденность, жестокость, бесчувствие.Гуманность и милосердие – понятия, основанные на единых взглядах и жизненных ценностях.
Милосердие рассматривается психологами как готовность помочь ближнему из человеколюбия, сострадания. Принципы гуманизма – фундамент знаний, которые служат объединению людей, препятствуют духовной и нравственной деградации личности.
Гуманистические взгляды – это совокупность принципов, которые отражают общечеловеческие ценности и приоритеты:
- Взаимодействие между представителями разных этнических групп и культурных сообществ.
- Мир и свобода.
- Социальная справедливость.
- Хранение и соблюдение нравственных устоев.
- Защита окружающей среды.
Гуманный и гуманистический – близкие по смыслу понятия, которые определяют характеристики человека (в первом случае) или особенности взглядов, принципов, общества (во втором случае). Простыми словами, гуманный человек отличается гуманистическими взглядами.
Принцип гуманизма — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
Основным положением уголовно — правового принципа гуманизма является закономерная потребность совокупности нравственных и этических требований общества, которые выражаются в законных формах, обеспечивающих права и свободы граждан при воплощении в жизнь уголовного законодательства.
Аспект принципа гуманизма характерен тем, что уголовно-правовая охрана свободы и прав людей ведется по международным стандартам, закрепленным именно в международной правовой документации и Конституции РФ.
Кроме того, восстановление нарушенных в результате преступных действий личных прав и свободы потерпевшего; поощрение граждан в стремление добровольно исполнять обязанности по правовой защите охраны общественного порядка – еще одни из сторон принципа гуманизма.
Также в уголовном праве аспект гуманизма предполагает, что любое наказание за совершенное правонарушение ограничивается минимумом, которого достаточно для исправления и предотвращения совершения новых преступлений. Принцип гуманизма реализован в правотворчестве и применении права.
Смысл гуманизма заключается в том, что каждый человек признается как отдельная личность и индивидуум.
Также признаются права каждого гражданина развиваться, создавать, пользоваться всевозможными благами. Нравственная позиция общества, которое признает ценность каждого человека как личности, относится к гуманизму этого общества.
Принцип гуманизма определен в Конституции РФ основополагающим в признании приоритета личности человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его свободы и прав – возложены на государство.
В содержание УК РФ отражен перечень всех прав и свобод российских граждан, определенных основными и обеспечиваемыми охраной со стороны государства с учетом гуманных принципов. Сфера гуманных принципов, определенных УК РФ, не ограничена только по отношению к лицам, которые уже совершили преступление.
ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ.
ПРОБЛЕМЫ ЕГО НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»
и спорить с государством в лице любых его органов.
На это обратил внимание Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверки конституционности ст.
220-1 и ст. 220-2 УПК РФ (ВКС РФ, 1995, №2-3, стр. 42). Человек не может быть умалён в своём достоинстве до того момента, как он будет признан виновным в совершении преступления, что нашло отражение в ряде положений УК, УПК и УИК РФ. Уголовный закон устанавливает, что даже наказание, применяемое к лицам, осужденным за совершение преступления, не должно иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Из положения о праве всех лиц, осужденных за преступление, на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства, закрепленного в российском и международном законодательстве (ч. 1 ст. 10 международного пакта о гражданских и политических правах) исходит и Уголовно — исполнительный кодекс РФ, предусматривая при опре- делении задач исполнения наказания и определения средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов.
При этом нельзя не учитывать положение Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, принцип гуманизма должен иметь определенные «рамки», ограничения. В этой связи, раскрывая понятие «гуманизм», его надо рассматривать с позиции: превентивных мер; гуманизма на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства; гуманного отношения к осуждённому; гуманизма к лицу, отбывшее наказание.
Важно понимать, что понятие гуманизма включает в себя и эмоциональный элемент.
Принцип гуманизма юридической ответственности
В этих правоотношениях задействованы должностные лица и государственные структуры.
Деятельность государственных органов должна основываться на гуманистических началах и идеалах, т.к. данная сфера неразрывно связана с охраной прав и свобод гражданина, с защитой его достоинства и чести.
Сегодня актуально предложение о проведении научного исследования в сфере правовых отношений личности, социума и государства, а также изучение вопроса проявления гуманизма по отношению к гражданам со стороны государственных учреждений. Примечание Юридическая ответственность является правовым определением, которое отражает все черты права.
В связи с этим категорию «принцип гуманизма» следует рассматривать через понятие «принцип гуманизма права». Его правовой аспект, в свою очередь, задает содержание юридической ответственности.
При реализации принципа гуманизма в поле правовой ответственности необходимо брать за основу следующие положения:
- Принцип должен быть реализован, основываясь на степени опасности правонарушения для общественных отношений и характера нанесенного вреда.
- Гуманизм должен отражать весь спектр прав гражданина и его интересов.
- Необходимо, чтобы гуманистические начала содержались в основе социального государства.
- Защита прав человека и гражданина — приоритетная задача.
- Законодательство закрепляет все гуманистические принципы.
Примечание В правовой области принцип гуманизма раскрывает свое отражение посредством защиты граждан и их законных интересов.
1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования
Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.
е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера определяется тем, насколько оно создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится , активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга.
При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.
Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:• увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);• преподавания гуманитарных предметов, сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).Одна из задач при этом – гуманизация преподавания негуманитарных предметов.
Принцип гуманизма в современной правовой культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Европейский вариант гуманизма был обретен европейской культурой в результате интеграции античных идей с ценностями христианского мировоззрения.
Но это ценности западного христианства, католической интерпретации Нового Завета.
Следует отметить, что такой гуманизм есть лишь одна из версий человеколюбия, человекоцентрического мировоззрения. В то же время последнее возникло в результате совпадения целого ряда факторов, среди которых и христианство, и античная ценность «человек-микрокосм», и протестантское мироощущение. Такой гуманизм делает человека основной ценностью в системе аксиологической иерархии.
В его рамках человек становится Богом. Это своего рода неоязычество, так как именно элементы языческой античной культуры предполагают одухотворение материального начала, «поворот» к материальной природе человека, обращение и апелляцию к его разуму, культивацию индивидуализма.
Именно гуманизм стал основой буржуазного общества в силу его индивидуалистической природы.
При этом гуманисты не только боролись за новое буржуазное мировоззрение, но и пытались «возродить» классическую античную культуру, осуществить поворот к человеку как «мере всех вещей». Из данного тезиса следует достаточно радикальный вывод о пользе прагматизма, рассудочности и расчетливости в отношениях между людьми. Гуманисты не связаны со своей страной и нацией, так как гуманизм тяготел к космополитизму, сторонники которого считают, что там, где им хорошо, и есть отечество.
Гуманисты представляли светскую интеллигенцию, которая была враждебно настроена против церкви, высмеивала монахов и священников, а идеалом для гуманистов являлась эгоистическая жизнь, построенная на здоровой чувственности. Как отмечает ряд авторов, гуманизм возникает вследствие секуляризации европейской культуры.
Так, например, А. Назаретян полагает, что гуманизм — это атеистическое мировоззрение, основным элементом которого является идея самоценности человеческого сущетсва, рассмотрение его как цели эволюционного процесса приороды и общества.
Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Современными учеными-педагогами, занимающимися исследованием проблем гуманизма, определен комплекс органически связанных между собой признаков гуманности. К ним относятся: — проявление внимательности по отношению к людям, забота о человеке и его достоинстве, чести товарищей, родителей, уважение к женщине; — отзывчивость, чуткость, доброта, тактичность и скромность во взаимоотношениях с людьми, привычка не проходить мимо фактов, требующих вмешательства, не оставлять людей в беде, сочувствие и помощь тем, кто в этом нуждается; — нетерпимость к фальши, лицемерию, унижению, оскорблению человека, равнодушию, уродливым, аморальным поступкам, подхалимству, бюрократизму, грубости, ко всяким проявлениям неуважения, бестактности, зазнайства, высокомерия и другим действиям, не совместимым с принципом гуманизма; — стремление активно участвовать в охране общественного порядка, в борьбе за соблюдение моральных норм общежития, охранять природу, проявлять любовь к живому; — непримиримое отношение к врагам мира, демократии и гуманизма, к расистским теориям о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другим.
И при перечислении определенных признаков того или иного явления не следует употреблять соподчиненные понятия. Скажем, если названа забота, то это уже предполагает наличие отзывчивости, чуткости, чувства взаимопомощи.
Аналогично проявление уважения к достоинству человека уже предполагает понимание ценности его как личности, признание необходимости равноправия между людьми, учета мнений людей, их желаний, настроений и т.д. Обобщая наиболее характерные и важные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что самыми существенными являются: — признание ценности человека и уважение его достоинства; — проявление заботы
Гуманистические принципы образования
Возможность ведения диалога с преподавателем — одна из отличительных черт гуманистического образования. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Замечание 1 Преподаватель не должен навязывать своим ученикам знания, обучение не должно быть насильным.
В идеале ученик должен чувствовать себя свободно в мире информации и по своему желанию обращаться к ней.
Гуманистическая педагогика требует “человеческого” отношения к ученику. Восприятие его как полноценной личности, заслуживающей уважения, принятия и включения в образовательный процесс вне зависимости от своих индивидуальных особенностей. В этой системе каждый человек — это ценность, а не средство достижения какой бы то ни было цели.Эта система предполагает приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях.
Например, она предлагает отказ от “масок” и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций, переживаний, опытов и действий. Установление крепких и положительных дружественных отношений между педагогом и учеников. Это не означает переход к фамильярности, это означает, что, вопреки сложившейся традиции, взрослый и ребёнок могут состоять в доверительных ученик-учитель отношениях.Рассмотрим гуманистические принципы образования в сравнении с принципами традиционного подхода.
Увидеть отличия и преимущества данной системы будет проще в сопоставлении с устаревшим подходом.Гуманистический подход к образованию основывается на принципе равенства преподавателя и ученика.
Образовательный процесс — их совместная деятельность, диалог с целью образования и воспитания. В традиционной же парадигме опора идёт на принцип субординации, в котором между взрослым и ребёнком лежит непреодолимая пропасть.Гуманистическая педагогика по-прежнему предполагает наличие некоей субординации.
Только в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между учителем и учеником, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу.К слову о диалоге, в гуманистической педагогике действует принцип диалогизма.
Реализация принципа гуманизма в уголовном праве
Нормы законодательства должны обеспечивать в конечном итоге безопасную жизнь людей. Однако меры наказания за нарушение установленных норм всегда содержат гуманистическую составляющую.
Уголовная-правовая доктрина определяет гуманизм в законодательстве как наличие взаимосвязанных единиц: лица, в отношении которого было совершено преступление, и преступника, его совершившего. В первом случае обеспечивается необходимая охрана прав людей, во втором – государство ставит своей целью исправить сознание преступника, уберечь общество от повторного совершения им опасных действий.
Без определенной доли гуманизма в назначении наказания во втором случае трудно добиться конечной цели, а можно получить даже обратный эффект.
Основными признаками реализации принципа гуманизма в уголовном законодательстве являются:
- важность использования определенных критериев реализации анализируемого принципа.
- одновременное применение в отношении лица, совершившего преступление, и пострадавшего;
- приоритетный характер его использования при защите;
- выбор гуманного наказания в зависимости от социальных характеристик преступления, характера нанесенного вреда и общественной опасности;
- охват полного комплекса прав личности;
В качестве примеров проявления гуманизма в уголовном правоведении можно привести следующие ситуации:
- применение в качестве наказания условного осуждения;
- снисходительность в назначении наказания несовершеннолетним лицам, совершившим правонарушение;
- практика условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы.
Учитывая,
Принцип гуманизма
Гуманизм — это система нормативно закрепленных нравственно-правовых требований, выражающих признание человека высшей ценностью, охраняющих интересы общества, права, свободы, честь и достоинство человека и гражданина в юридически значимых обстоятельствах».
Сам гуманизм, проявляется через следующие требования: * отсутствие обратной силы действия закона, устанавливающего или усиливающего ответственность; * сочетание убеждения и принуждения; воспитание граждан; * непричинение физических страданий или унижения человеческого достоинства; * охрана и защита нематериальных благ человека и гражданина; * признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Существует несколько аспектов проявления гуманизма, причем именно такое понимание гуманизма позволяет выделить его среди других принципов.
Первый аспект вполне ясно и недвусмысленно выражен в требованиях о запрете применения пыток, насилия, унижающего человеческое достоинство обращения. Собственно говоря, это формализованное закрепление гуманизма.
Как нравственно-юридическая категория гуманизм предполагает уважительное, человеколюбивое отношение к людям, независимо от того, какое было их поведение — правомерным или противоправным. В этом смысле гуманизм очень тесно соприкасается с принципом справедливости, т.к. гуманизм и справедливость являются нравственно-юридическими категориями.
В ч. 1 ст. 7 (принцип гуманизма) УК РФ отмечается, что
«уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека»
. Обеспечение безопасности человека так или иначе выражается в совокупности всех норм, предусматривающих ответственность, а гуманизм в этом смысле заключается в охране прав и свобод человека. Реально действующий гуманизм — это гуманизм, который умеет себя защитить.