Главная - Статьи - Как рассчитать норму расхода топлива в путевом листе

Как рассчитать норму расхода топлива в путевом листе


Примеры расчета нормативного расхода топлива


человек составляет D = 10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D = 7%.Нормативный расход топлива составляет: л 5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.Исходные данные:базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-BenzS500 составляет = 14,8 л/100 км;время вынужденного простоя с работающим двигателем T = 2,0 часа;надбавка за работу в городе с населением 4 млн.

человек составляет D = 25%; за работу в зимнее время D = 10%; при использовании установки климат-контроль при движении автомобиля D = 10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя — 10% от значения базовой нормы, то же на стоянке при использовании установки климат-контроль — 10% от значения базовой нормы.Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит: л Нормативный расход топлива составляет: л 6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн.

человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.Исходные данные:транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-5299-10-15 составляет = 39,0 л/100 км;надбавка за работу в городе с населением 2 млн.

человек составляет D = 20%; за работу в зимнее время составляет D = 8%;норма расхода топлива на работу отопителя составляет = 2,5 л/ч.Нормативный расход топлива составляет: л 7. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-43253-15 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 1750 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.Исходные данные:базовая норма расхода топлива

Порядок списания ГСМ по путевым листам на примере

Специализированным транспортным предприятиям рекомендуется составлять ПЛ ежедневно с целью подтверждения своих расходов и учета отработанного водителями времени. Исключением является тот случай, когда водитель был отправлен в командировку на срок, превышающий 1 день (смену).

Компании, которые применяют автотранспорт для своих нужд и не являются специализированными, могут оформлять ПЛ по мере необходимости, например 1 раз в 2 недели или 1 раз в месяц ().

Минфин отмечает, что ПЛ должны оформляться с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было с уверенностью судить о необходимости затраченных ГСМ и учете отработанного водителями времени (, ).

Порядок списания ГСМ по путевым листам предполагает 2 метода списания: по нормативу либо по факту. Для того чтобы разобраться, когда и какой способ использовать, обратимся к самой форме ПЛ. Предположим, что предприятие пользуется ПЛ из постановления 78.

Бланки данного документа содержат графу для указания расхода топлива.

Колонки этой графы отражают, сколько топлива было в баке при выезде машины, сколько выдано и сколько осталось в баке при возвращении автотранспорта. В этом случае можно рассчитать фактический расход горючего по ПЛ.

Неспециализированные транспортные предприятия при самостоятельной разработке своего ПЛ тоже могут включить в документ эти графы. Тогда при фактическом расчете затраченного ГСМ не возникнет трудностей. Во II разделе приказа 152 в качестве обязательных реквизитов не указано отражение оборотов по движению топливных ресурсов.

При этом в п. 6 данного документа можно увидеть требование об указании показаний одометра при выезде и въезде обратно транспортного средства, то есть пробег в километрах. Как списывать ГСМ по путевым листам в случаях, когда в ПЛ не указаны обороты по топливу? Можно воспользоваться списанием ГСМ по нормативу — правила такого списания приведены в .

Документ содержит нормативные затраты топлива для различных марок авто и порядок расчета затрат топлива согласно пройденному автотранспортом расстоянию.

Расчет расхода топлива в путевом листе пример

Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат.

Например, данные о контрольных замерах.Сложностей с подтверждением обоснованности и списанием не будет, если признавать расход топлива по путевым листам в налоговом учете по утвержденным нормам. Они приведены в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г.

№ АМ-23-р. в редакции распоряжения от 14 июля 2015 № НА-80-р.

  1. Онлайн-помощник от Программы «БухСофт» Теперь заполнить РСВ, 6-НДФЛ, 4-ФСС и любую другую отчетность онлайн можно в нашей новой программе. Все пользователи нашего сайта получили БЕСПЛАТНЫЙ доступ. Если не хотите заполнять отчетность, попробуйте рассчитать зарплату, отпускные, больничные и любые другие выплаты или оформить и распечатать кадровые документы. Все это программа тоже умеет делать. Попробовать >>

Нормы расходы топлива Минтранса являются базовыми и зависят от вида транспортного средства, мощности двигателя, количества поршней.

Данные чиновники закрепили как для бензинового топлива, так и для дизельного (см. таблицу ниже). Также в перечне есть и исходные нормы для сжиженного нефтяного газа и сжатого природного.Модель, марка, модификация автомобиляБазовые нормы, л/100 кмВид топливаГАЗ-2310 “Соболь” (ЗМЗ-40522-4L-2,464-145-5М)14,7БГАЗ-2704 “Фермер” г/п (ГАЗ-560-4L-2,134-95-5М)11,9ДГАЗ-2943 “Фермер” (ЗМЗ-402-4L-2,445-100-4М)16,7БГАЗ-3302 (ЗМЗ-405220-4L-2,464-145-5М)15,3БГАЗ-330210 “Газель” (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5М)16,0БГАЗ-33027 “Газель” (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5М)17,0БГАЗ-3302 “Газель” (ЗМЗ-4063.10-4L-2,3-110-5М)15,5БКроме того, Минтранс установил разные надбавки к базовым нормативам.
таблицу ниже). Также в перечне есть и исходные нормы для сжиженного нефтяного газа и сжатого природного.Модель, марка, модификация автомобиляБазовые нормы, л/100 кмВид топливаГАЗ-2310 “Соболь” (ЗМЗ-40522-4L-2,464-145-5М)14,7БГАЗ-2704 “Фермер” г/п (ГАЗ-560-4L-2,134-95-5М)11,9ДГАЗ-2943 “Фермер” (ЗМЗ-402-4L-2,445-100-4М)16,7БГАЗ-3302 (ЗМЗ-405220-4L-2,464-145-5М)15,3БГАЗ-330210 “Газель” (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5М)16,0БГАЗ-33027 “Газель” (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5М)17,0БГАЗ-3302 “Газель” (ЗМЗ-4063.10-4L-2,3-110-5М)15,5БКроме того, Минтранс установил разные надбавки к базовым нормативам.

Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются. А значит, компания сможет списать больше затрат на бензин.Например, предусмотрены надбавки для машин с кондиционером, за работу в зимнее время.Повышающий коэффициент в размере 5 процентов можно применять для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет.

Пример списания ГСМ по путевому листу

Все организации, которые по роду своей деятельности пользуются различными видами автомобильного транспорта, обязаны вести точный учет и строгий контроль расходов горюче-смазочных материалов. Операции, связанные с движением транспорта, отражает путевой лист.Итак, на предприятии ОАО «Заря» (Челябинская область) в учетной политике прописан вариант списание затрат на моторное топливо – по средней себестоимости. Предприятие крупное и предусматривает частые служебные поездки на автомобиле ВАЗ-2123 «Шевроле Нива».

В июне 2017 года водитель заправил машину на 300 литров бензина с учетом НДС на итоговую сумму 114000. При этом на начало месяца в бензобаке было 50 литров, цена которого составляет 40 рублей за один литр.Приобретенный бензин отражается следующими проводками:Д10 К60 – 9234Д19 К60 – 2166 Теперь рассчитаем среднюю стоимость бензина в июне:(50*40+9234)/(50+300)=11234/350= 32,1 рублей за литрПроизведем списание горючего по факту: в июне водитель по служебным делам совершал один выезд. В баке по данным путевки был остаток 10 литров, получено 20, а остаток при заезде в гараж составил 15 литров.По факту было потрачено:10+20-15=15 литровА значит, сумма списания будет равна:15 литров *32,10= 481,5 рубля (Д26 К10 – списано топливо на общехозяйственные нужды).Списание ГСМ по нормативам производится, когда в путевке не отражено движение топлива.

В таком случае для этого бухгалтеру нужно знать показания одометра на автомобиле.Перед поездкой показатель составил 6000 км, а по возвращении в гараж 6070 км, т.е. за поездку водитель откатал 70 км.По нормативу топливо на автомобиле «Шевроле Нива» расходуется 10,9 литра на 100 км, поправочный коэффициент составляет 10% (берется из распоряжения).
за поездку водитель откатал 70 км.По нормативу топливо на автомобиле «Шевроле Нива» расходуется 10,9 литра на 100 км, поправочный коэффициент составляет 10% (берется из распоряжения). Эти показатели отражены в распоряжении №АМ-23-р Q=0,01*HS*S* (1+0,01*D), где

  • Q – искомый расход топлива по нормативу;
  • HS – норма расхода ГСМ;
  • S – пробег автомобиля;
  • D – поправочный коэффициент.

Производим расчет и для начала узнаем расход бензина:0,01*10,9*70*(1+0,01*10%)=8,4 литраСумма к списанию составит 8,4*32,10=269,64Проводка для бухгалтера следующая: Д26 К10 – списан бензин на общехозяйственные нужды.Таким образом, учет ГСМ и списание расходов по нему должны производиться на каждом предприятии, где есть транспортные средства, независимо от того, какой способ заправки используется топливные карты или наличные средства.

Списывать бензин нужно на основании подтверждающего документа – путевого листа или иных систем, позволяющих определить пройденное автомобилем расстояние, например, ГЛОНАСС. Эта запись была размещена в .

Добавить в закладки .

Составляем путевые листы правильно

Ответственные лица забывают ставить подпись и расшифровку.

За достоверность оформления, своевременность и корректность составления документа несет ответственность тот, кто его создал и подписал.

Не указано время возвращения автомобиля. Это может натолкнуть на мысль, что водитель не вернул служебный транспорт в положенное время. Из-за отсутствия этой отметки появятся отличия в данных на лицевой стороне путевого листа и оборотной (см.

п. 6). Нет информации о топливе и АЗС, где заправляли транспорт.

Важно указать количество бензина в автомобиле на момент его выезда и возвращения, а также сколько литров водитель залил в бак и израсходовал в процессе движения.

Если работник использует заправочную ведомость, то в графу «Выдача горючего» надо внести количество ГСМ.

Обязательно возьмите на АЗС чек и прикрепите его к авансовому отчету. В путевом листе отметьте количество топлива и способ расчета — за наличные или по карте. Не указан норматив расхода топлива. Факт, экономия, перерасход ГСМ — ни в коем случае не забывайте отмечать эти данные. Они помогают точно проанализировать количество израсходованного топлива и затраты на ГСМ.
Они помогают точно проанализировать количество израсходованного топлива и затраты на ГСМ.

Отмечайте их в графе «Расход по норме». Маршрут поездки расшифрован частично.

В путевом листе важно указывать не только названия организаций.

В графе «Место отправления и назначения» обязательно впишите город, улицу и номер здания, к которому ведет маршрут.

Не указано время возвращения водителя. Сколько длился рабочий день водителя, отслеживается по времени его выезда и возвращения.

Последний пункт многие забывают отмечать в путевом листе. Эти данные указываются на оборотной стороне документа. Нет километража. Отправляясь на новую точку маршрута, сверяйтесь с показаниями одометра и записывайте их в путевой лист.

Это правило действует для каждого пункта назначения.

Внес изменения — подпись не поставил. В путевой лист можно вносить изменения, но делать это должен только тот, кто документ составил.

Нормы расходы топлива

Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем предприятия в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты. Эти реквизиты перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:

  1. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  2. наименование и дата составления документа;
  3. содержание факта хозяйственной жизни;
  4. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  5. подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.

К обязательным реквизитам путевого листа относится следующая информация:

  1. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. наименование и номер путевого листа;

В числе прочего, в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания одометра при выезде и возвращении в гараж.

На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива. Для ведения бухгалтерского учета топлива используется счет с соответствующими субсчетами.

Для того, чтобы учесть приход топлива, данные о поступлении топлива отражают по дебету счета . Когда производится списание топлива, то данные о списываемом топливе необходимо списать с кредита счета в дебет счетов учета затрат (счета , или счет ).

При этом сумма списываемого топлива рассчитывается как норма (указанная в нормативе или рассчитанная самостоятельно), умноженная на сумму одного литра бензина. Таким образом, для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета .

Приложение 5. Примеры расчета нормативного расхода топлив

Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т·км транспортной работы при пробеге 595 км.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 т;- надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет: Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23 + 1,3 x 5,7 = 30,41 л/100 км.Нормативный расход топлива:Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (30,41 x 595 + 1,3 x 9520) x (1 — 0,01 x 9) = 277,3 л.6. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs = 28 л/100 км;- норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;- надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере — D = 12%.Нормативный расход топлива:Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x m = 0,01 x 28 x 165 x (1 + 0,01 x 18) + 0,25 x 10 = 57 л.7.

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлив определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей.

Таким образом, в этом случае норма расхода топлива

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от , от ). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами. Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно.

Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы.

Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности. Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат.

Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели. Нормативные значения утвердите локальным приказом. Чиновники выделили три основных понятия: Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ.

Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств.

Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики.

Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров.

То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  1. СПГ — сжатый природный газ.
  2. Д — дизтопливо;
  3. СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  4. Б — бензин;

Учет расходов на топливо по путевым листам в «1С:Бухгалтерии 8»

Эти формы документов носят обязательный характер только для автотранспортных организаций.

Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, которая должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о транспортном средстве (тип, государственный знак, показания одометра);
  3. сведения о водителе.
  4. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  5. сведения о сроке действия путевого листа;

Для целей налогообложения прибыли расходы на ГСМ не нормируются и учитываются в полном объеме, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С целью внутреннего контроля организация может самостоятельно установить нормы расхода топлива, утвердив их приказом руководителя.

При этом можно руководствоваться нормами расхода топлива, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля, или нормами, рекомендованными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (см., например, письмо Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283). В бухгалтерском учете фактический расход топлива на основании путевых листов списывается в расходы по обычным видам деятельности.

Для целей налогообложения прибыли расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России 08.08.2019 № 03-03-06/1/59876).

При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» стоимость топлива для автомобиля, используемого в деятельности, направленной на получение дохода, также учитывается в качестве расходов на содержание служебного автотранспорта (пп.

12 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ)

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям.

С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет. Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка.

Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже. ФАЙЛЫ Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ.

Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ. Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100).

В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.). Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01) где: Nрасх.

– исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах); Nпредусм.

Расход ГСМ в путевом листе

Данные нормы расхода ГСМ являются базовыми и зависят от типа транспортного средства и мощности его двигателя. Нормы установлены как для дизельного, так и для бензинового топлива, а, кроме того, для сжатого природного и сжиженного нефтяного газа.

Пример норм расхода ГСМ представлен в следующей таблице:Модель, марка, модификация автомобиляБазовые нормы, л/100 кмВид топливаГАЗ-2310 «Соболь» (ЗМЗ-40522-4L-2,464-145-5М)14,7БГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4L-2,134-95-5М)11,9ДГАЗ-2943 «Фермер» (ЗМЗ-402-4L-2,445-100-4М)16,7БГАЗ-3302 (ЗМЗ-405220-4L-2,464-145-5М)15,3БГАЗ-330210 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5М)16,0БГАЗ-33027 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5М)17,0БГАЗ-3302 «Газель» (ЗМЗ-4063.10-4L-2,3-110-5М)15,5БПолную информацию можно изучить по этой .Кроме того, Минтрансом установлены различные надбавки к разработанным базовым нормативам, и организациям выгоднее применять сразу несколько коэффициентов, поскольку их разрешено суммировать.

Данный момент позволяет списывать больше расходов на ГСМ. К примеру, можно применять надбавки за работу в зимнее время или использование кондиционера в летний период.Повышающий коэффициент в размере 5% применяют для транспорта, прошедшего более 100 тыс.

км. или эксплуатировавшегося более 5 лет. Коэффициент в размере 10% используют для транспорта, применявшегося более 8 лет или проехавшего более 150 тыс.

км.Для технологического транспорта максимальный коэффициент составляет 20%, и его можно применять к технике, перемещаемой не по дорогам, а по производственным территориям или промышленным площадкам. К таким транспортным средствам относятся экскаваторы, погрузочные машины, строительные краны, бурильные каретки, комбайны и т.д.

Кроме того, повышающие коэффициенты разработаны также для населенных пунктов и городов, к примеру, если численность населенного пункта от 1 до 5 млн. человек, то норма списания ГСМ может быть увеличена на 25%.