Главная - Статьи - Правовые основы аудита

Правовые основы аудита


Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»


8.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Статья 3. Аудиторская организация 1.

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. 2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. 3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Статья 4. Аудитор 1. Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. 2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. 3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.

Основы, понятие, источники правового регулирования аудиторской деятельности

Первоначально такое регулирование зарождающегося рынка в нашем государстве осуществляла Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте России. В качестве правовой основы аудита и аудиторской деятельности в течение более 7 лет выступал такой нормативный акт, как Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Помимо этого, Комиссия разработала и одобрила блок национальных стандартов, обладающих скорее рекомендательным, нежели обязательным характером.

Стандарты аудита являются правилами, регулирующими аудиторскую деятельность.

Аудитор опирается на них осуществляет контрольные мероприятия любой формы (предварительные, текущие, последующие).

Сегодня Международный комитет аудиторской практики, работающий на правах постоянного автономного комитета в рамках МФБ, сформировал более пятидесяти международных аудиторских стандартов.

К концу 1990-х гг. очевидным становится то, что процесс развития рынка в нашей стране, который объективно привел к росту спроса на аудиторские услуги, способствовал необходимости реформировать государственное регулирование аудита и связанную с ним деятельность. По этой причине существенному обновлению подвергли нормативную базу, призванную регулировать отношения в области предпринимательской деятельности. В 2001 году принимается первый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Он сыграл положительное значение, но утратил силу после принятия одноименного ФЗ № 307 (далее – Закон об аудите). Он действует до сегодняшнего дня. Закон об аудите рассматривает понятие аудиторской деятельности на легальном уровне. В 1 статье Закона говорится о том, что аудиторская деятельность представляет собой работу в области проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
В 1 статье Закона говорится о том, что аудиторская деятельность представляет собой работу в области проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Ее производят аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.

Закон об аудите рассматривает понятие аудит в качестве независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых субъектов для целях выражения мнения о степени достоверности отчетности.

Правовые основы аудиторской деятельности

Такая выписка должна быть нотариально заверена.

Квалификационный экзамен является платным.

Его стоимость составляет 20 –кратный размер МРОТ.Лица, которые успешно сдают квалификационные экзамены, получают квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Квалификационный аттестат может быть следующих видов:

  • Для осуществления аудита страховых компаний и взаимного страхования;
  • Для осуществления общего аудита.
  • Для осуществления аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • Для осуществления аудита кредитных учреждений.

Права и обязанности аудиторов и аудируемых организаций регламентированы Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральные правила аудиторской деятельности от 30.12.2008 N 307-ФЗ.Аудируемые предприятия имеют право:

  1. на информирование аудиторов о нормативно-правовых актах, ссылаясь на которые аудиторы формируют аудиторское заключение.
  2. на полученное в сроки, оговоренные контрактом аудиторское заключение;

Обязанности аудируемых организаций состоят:

  1. в своевременной и полной оплате услуг аудита, согласно договора.
  2. в создании необходимых условий для эффективного проведения аудита;
  3. в недопущении препятствий для проведения аудита;
  4. в обязательном заключении контрактов (договоров) с аудиторскими фирмами;

Права и обязанности аудиторских организаций представлены на рисунке 1:Рисунок 1. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторовДанные права и обязанности, регламентированы на федеральном уровне и применяются в общем порядке.

В частном порядке, при заключении договоров с аудиторской компанией, оговариваются все особенности осуществления аудита в рамках таких договоров.

Тема 1. понятие, цель, содержание аудиторской деятельности

Во всех странах процесс получения профессии бухгалтера-аудитора очень сложный и длительный: учеба, экзамены, практика. Необходимость аудита Потребность в услугах аудитора возникает в связи со следующими обстоятельствами:

  1. отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
  2. зависимость последствий принятых решений от качества информации;
  3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
  4. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

Все это приводит к тому, что появляется общественная потребность в услугах независимых экспертов, имеющих знания в этой области и разрешение на оказание данных услуг.

Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации. Сущность аудита вытекает из определения его содержания, цели и документов, регулирующих аудиторскую деятельность. Пользователями аудита являются организации и физические лица, связанные с аудируемой организацией имущественными или финансовыми интересами и заинтересованные в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

К ним относятся:

  • Инвесторы (доход по вкладам).
  • Кредиторы, заимодавцы (получение процентов, возврат кредитов и займов).
  • Пользователи (интерес к организации).
  • Собственники (получение дивидендов, доля прибыли).
  • Поставщики (оплата поставок).
  • Руководство организации (оплата труда, социальные и другие вопросы).
  • Государственные органы (налоги, сборы).
  • Покупатели (получение товаров, работ, услуг).

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г.

    № 119-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

Справочная информация: «Основные нормативные акты и документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ,РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КонсультантПлюс: примечание.Внимание!

С 01.01.2022 вступают в силу , устанавливающие новые подходы к проведению аудита (см. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (в ред.

от 02.07.2021), Информационные сообщения Минфина России).С 01.07.2022 установлен порядок осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности некоторых организаций (см.

Федеральный от 11.06.2022 N 170-ФЗ).С методическими материалами по вопросам организации и осуществления аудиторской деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции можно ознакомиться на Интернет-сайте Международной федерации бухгалтеров по адресу: https://www.iaasb.org/focus-areas/guidance-auditors-during-coronavirus-pandemic, где начата публикация указанных материалов (см. Минфина России от 07.04.2020 N 07-02-09/27403).Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) осуществляется в соответствии с Федеральным от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.Согласно N 307-ФЗ аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в , установленном Правительством Российской Федерации.Документ, содержащий международные стандарты аудита, вступает в силу на территории Российской Федерации в сроки, определенные в этом документе.

В случае если в этом документе, не определен срок и (или) порядок вступления в силу либо он признан подлежащим применению на территории Российской Федерации после срока, определенного в нем, такой документ вступает в силу на территории Российской Федерации со дня его официального опубликования ( Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации). аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, определены Минфина России от 09.03.2017 N 33н.Дополнительно см.:Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года Справочную информацию: «Обязательный аудит» Указатель к справочной информации:. Международные стандарты аудита и иные международные документы, утвержденные Минфина России от 09.01.2019 N 2н.

Дополнительные документы Международной федерации бухгалтеров (МФБ), признанные для применения в России.

Иные документы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Международные стандарты аудита и иные международные документы, утвержденные Приказами Минфина России от 24.10.2016 N 192н и от 09.11.2016 N 207н.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действовавшие до 1 января 2022 года. Открыть полный текст документа

Правовые основы аудита


Кроме того, новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.

В соответствии с рассматриваемым Законом аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. К ним относятся:

  1. обзорные проверки;
  2. компиляция финансовой информации.
  3. согласованные процедуры;

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

  1. налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  2. оценочную деятельность;
  3. постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  4. автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  5. разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов;
  6. юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  7. управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  8. обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью (ч.

    7 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)

  9. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

Тема 20. Правовые основы аудиторской деятельности

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами исключительной компетенции, так как им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.Ниже перечислены принципы аудиторской деятельности.1. Принцип независимости. Аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц,

Правовые основы аудита

При сравнении законодательства многих стран легко прослеживаются сходные черты в постановке и решении многих вопросов, связанных с аудиторской деятельностью. Так, в большинстве стран рыночной экономики имеется положение о необходимости аудиторского подтверждения годовой отчетности предприятий.

Установлены определенные квалификационные требования для разрешения аудиторской практики. Например, в Великобритании аудитором может быть только член бухгалтерского органа, признанного полномочным Государственным секретарем Института дипломированных бухгалтеров.

Во многих странах аудиторами могут быть только граждане данной страны или люди, имеющие соответствующие профессиональные знания, подтвержденные дипломом, лицензией, патентом или определенным стажем работы. В России становление аудита началось в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века. За этот период принят ряд нормативных документов по правовому регулированию аудиторской деятельности.

Первые аудиторские фирмы в РФ появились на пороге перестройки еще в начале 1987 года. На первом этапе процесс развития аудита в России носил хаотический характер то там, то тут возникали аудиторские фирмы часто сомнительного происхождения и профессионализма, обещающие научить предприятия, как избежать налогового бремени, как не платить или платить меньше налогов, выпускающие подобную специальную литературу и т.д.

Конец этому этапу положил Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

№2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утвердил Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, законодательно регулирующие указанную деятельность в России. Указ стал первым большим государственным решением, определившим переход к новому этапу в развитии аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Указ стал первым большим государственным решением, определившим переход к новому этапу в развитии аудиторской деятельности в Российской Федерации. На основании данного Указа при Президенте России была создана Комиссия по аудиторской деятельности, которая разработала порядок аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских фирм, занимающихся указанным видом

Аудит: понятие, сопутствующие услуги, правовые основы

При этом такую деятельность осуществляют аудиторские организации, индивидуальные аудиторы. Аудит — это самостоятельная проверка финансовых отчетов аудируемого лица, с целью формирования суждения о достоверности подобных отчетов.

Список сопровождающих аудит услуг учреждают федеральные стандарты аудиторской деятельности. Они включают в себя:

  1. обзорные ревизии
  2. скоординированные процедуры
  3. компиляцию данных по финансам

Другие услуги по аудиторской деятельности оказывают различные аудиторские организации либо персональные аудиторы.

Услуги, которые оказывают аудиторские организаторы:

  1. ставят, восстанавливают и ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую отчетность, финансовые отчеты, консультируют по вопросам, касающимся бухгалтерии
  2. оказывают юридическую помощь в областях, которые имеют связь с аудиторской деятельностью
  3. консультируют по вопросам управления, а именно по вопросам, связанным с преобразованием организаций или их приватизаций
  4. анализируют финансово-хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, а также консультируют по вопросам экономики и финансов
  5. консультируют по вопросам налогов, восстанавливают и ведут налоговый учет, составляют налоговые расчеты и декларации

Например, консультируют вопросам права, представляют интересы доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правовых отношениях, а также в органах государственной власти и органах городского самоуправления;

  1. автоматизируют бухгалтерский учет и внедряют информационные технологии
  2. проводят научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые связаны с аудиторской деятельностью, и распространяют их результаты, особенно на бумаге и электронных носителях
  3. проводят обучение в областях, которые связаны с аудиторской деятельностью.
  4. дают оценку деятельности в целом
  5. разрабатывают и анализируют инвестиционные проекты, составляют бизнес-планы

3.

Правовые основы аудита.

Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

№ 2263. В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г.

«Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтерского учета, налоговое консультирование, правовое консультирование и др.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудит делится на обязательный и инициативный. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами Российской Федерации, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если: организация имеет организационно-правовую форму открыто го акционерного общества; организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив; организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения; если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее; обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа — аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

| Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Статья 1. Аудиторская деятельность

(см. текст в предыдущей редакции)5.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.6.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;3) утратил силу.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;3) утратил силу. — Федеральный от 01.12.2014 N 403-ФЗ;(см.

текст в предыдущей редакции)4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;(п. 4 в ред. Федерального от 01.12.2014 N 403-ФЗ)(см.