Главная - Статьи - Проведение аудита в организации

Проведение аудита в организации


Проведение аудита в организации

Аудиторская проверка: на что обратить внимание и где ждать подвоха


Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу , состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.

Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.

Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично.

Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности, соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях.

Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.

Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации.

Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно

Аудит отчетности организации

Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.

Кто подлежит обязательному аудиту Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям. В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:

  • Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
  • Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
  • Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.
  • Организация имеет форму акционерного общества.
  • Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
  • Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.

Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года. Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит.

Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит.

Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д.

(ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Обязательный аудит в 2020 году

Строго говоря, указанный перечень является открытым.

Ежегодно Минфин РФ на своем сайте бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год () Отметим, федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций. Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом».

Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса. Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО. Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых

Статья 5. Обязательный аудит

(см.

текст в предыдущей редакции)2. Обязательный аудит проводится ежегодно.КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2022 ч.

3 ст. 5 излагается в новой редакции ( от 02.07.2022 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.(в ред.

Федеральных законов от 01.12.2014 , от 03.07.2016 )(см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 5 вносятся изменения ( от 02.07.2022 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.4. на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.(в ред.
См. будущую редакцию.4. на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.(в ред.

Федеральных законов от 28.12.2013 , от 01.12.2014 , от 03.07.2016 , от 01.05.2017 )(см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2022 в ч.

Как проводится внутренний аудит на предприятии

Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн.

Специалист проводит аудит системы защиты сведений. Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором.

Существуют следующие его разновидности:

    Проверка системы управления. Организационно-технический контроль. Контрольный аудит основных направлений деятельности. Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам. Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются.

Проводятся они по инициативе руководителя. В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов.

В обратном случае аудит не будет правомерным. Проверка осуществляется на основании приказа руководителя.

Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

    Даты проведения проверки. Сотрудники, которые будут заниматься аудитом. Условия для проведения внутреннего аудита. Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита. В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать.

Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист.

Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа.

Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя.

Он позволяет решить эти задачи:

    Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону. Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора. Осуществление всех основных этапов процедуры. Облегчение работы аудитора. Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа: Подготовка.

Аудиторская проверка: зачем она нужна и как она проводится


Нередко владельцы компаний обращаются в аудиторские компании, чтобы проверить работу собственного отдела бухгалтерии, оценить возможные финансовые риски.

Эта процедура осуществляется также при изменениях в составе учредителей или смене владельца фирмы.Аудиторскую проверку могут проводить как аудиторские компании, так и частные аудиторы.

Однако для осуществления подобной деятельности любой аудитор должен сдать соответствующий экзамен и получить специальный аттестат. Если речь идет об аудиторской компании, то она обязана входить в какую-либо саморегулируемую организацию (СРО). Они контролируют добросовестность работы аудиторских компаний.Существует определенная классификация типов аудита.

В зависимости от типа проверяемого объекта, способа поверки, периодичности и т.д.

условно аудит можно разделить на следующие типы:

  1. бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов;
  2. банковский;
  3. государственный.
  4. страховых организаций;

В зависимости от направления аудит принято делить на:

  1. юридический;
  2. налоговый и др.
  3. бухгалтерский;

В зависимости от методов проверки обычно разграничивают аудит:

  1. сплошной — анализируется вся документация;
  2. выборочный — анализируется определенный сегмент деятельности;
  3. комбинированный — анализируется вся документация по операциям, сопряженным с неким финансовым риском, и частично — все остальное.

В зависимости от типа проверки аудит бывает:

  1. фактический — проводится по месту расположения проверяемого объекта.
  2. камеральный — проводится в помещении исполнителя на основании предоставленной заказчиком документации;

В зависимости от периодичности принято выделять аудит:

  1. единовременный;
  2. периодический.

В зависимости от характера проверки традиционно разграничивают аудит:

  1. внутренний — проводится силами сотрудников компании и исключительно в интересах оптимизации
  2. внешний — проводится независимыми аудиторами со стороны;

Проведение внутреннего аудита: этапы и образцы оформления

В этом случае не придется тратить время и деньги на обучение собственных сотрудников внутреннему аудиту. Как составить положение и приказ о внутреннем аудите Если на предприятии создают свою службу аудита, то для нее разрабатывают положение о внутреннем аудите.

Образцы плана для его создания приведены ниже. Положение регулирует работу самого отдела аудита и разъясняет остальным подразделениям их права и обязанности во время аудиторской проверки.

Положение о внутреннем аудите ПАО «Мостотрест» До начала проверки составляют приказ о проведении внутреннего аудита. В нем указывают:

    срок проведения; глав аудиторских групп; ответственного за обеспечение необходимыми для аудита ресурсами; необходимость содействия глав проверяемых отделов выполнению плана проверок; ответственного за внесение корректив по найденным во время аудита несоответствиям; ответственного за осуществление приказа.

Ранее составленный план аудита и список аудиторов допускается прикрепить в приложениях к приказу, чтобы не дублировать пересекающуюся информацию.

Какой порядок проведения аудита будет оптимальным Больше о компетенциях аудиторов и планировании всех этапов проверки писали в статье об организации внутреннего аудита. Теперь рассмотрим подробнее, что включает проведение внутреннего аудита.

Вступительное совещание Первый день аудиторской проверки открывает собрание руководителей с представителями всех участвующих отделов. Здесь сотрудникам представляют аудиторов, объясняют цели и задачи проверки, оглашают план, объем работы и методы ее проведения.

Представителям ревизуемых отделов объясняют правила работы в период проверки, а также полномочия аудиторов, чтобы предупредить возможный выход за их рамки. На собрании проверяют готовность к проверке, обеспечение необходимыми расходными материалами, спецодеждой, транспортом, прикрепленными сопровождающими и т.

Все об аудите бухгалтерской отчетности

Официальные правила проведения аудита содержат требования для такого уровня уверенности и гарантируют, что он является достаточно высоким, хотя и не стопроцентным (Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка» введён в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н). Например, в каком-нибудь публичном акционерном обществе могут быть миллионы операций за год, которые совершаются огромным количеством сотрудников. При этом аудитором во время бухгалтерского аудита проверяются не все такие операции, а только часть (иначе время такой проверки заняло бы многие месяцы).

Рекомендуем прочесть:  Работник не несет ответственности

При этом разница между суммой проверенных операций и суммой всех операций (то есть сумма непроверенных операций) будет существенной.

Но количество выбранных операций для проверки в совокупности с методами выборки гарантируют, что с высокой вероятностью в непроверенных операциях не окажется существенной ошибки.

При обнаружении же ошибки такие случаи рассматриваются индивидуально, чтобы определить, является ли такая ошибка повторяющейся, либо это был единичный случай.

Для повторяющихся ошибок рассчитывается их общая ошибка для года.

Александр ТитовСтарший эксперт-консультант по аудиту, финансовому и управленческому учету До начала определения части операций для исследования от аудитора требуется выполнить предварительную работу. Эта работа, в частности, включает проверку выполнения соотношений итоговых сумм для разных групп бухгалтерских операций.

Это контроль выполнения своего рода ожиданий на основании понимания специфики бизнеса организации, применяемых правил учёта и знаний аудитором законодательства, применимого к организации. При невыполнении какого-либо соотношения аудитор отмечает эту область для более подробного изучения. Такой подход, или «взгляд сверху», помогает выделить области, которые могут содержать ошибку.

Также аудитор выделяет области или типы хозяйственных операций, которые, исходя из практического опыта аудитора или в силу своей сложности, могут содержать ошибку.

Как проходит аудиторская проверка организации и выдача аудиторского заключения?

Поэтому мы написали подробную статью: «». В ней дан подробный перечень организаций, которые попадают под обязательный аудит.

Также, в статье даны разъяснения Минфина ИС-37.Ведущий аудитор Наталья Шибалкина на выезде в офисе клиентаИнициативный аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности компании по инициативе руководства бизнеса, акционеров, инвесторов или покупателя бизнеса, которая позволяет объективно оценить состояние бизнеса.Сам инициативный аудит не является обязательным, но его процедура все равно регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».По результатам проведение инициативного аудита не обязательно предоставлять аудиторское заключение, так как проверка является добровольной.То есть, собственник получает всю информацию по результатам аудита строго конфиденциально. Данную информацию не вправе затребовать контролирующие органы.Инициативный аудит может быть проведен внутренней службой или внешним независимым аудитором.

Предпочтителен второй вариант, так как будут действовать принципы независимости и беспристрастности.Как уже говорилось выше, инициативный аудит — не обязателен. Он может проводиться по желанию заказчика и в любом объеме.Добровольный аудит организации целесообразен в следующих случаях:

  1. привлечение инвестиций в проект;
  2. иные случаи.
  3. смена руководящего состава организации;
  4. перед выездной налоговой проверкой;
  5. сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  6. реорганизация бизнеса;
  7. при сомнении акционеров в части выплаты дивидендов (для инициации проверки акционер должен владеть более 10% голосующих акций компании);
  8. смена Главного бухгалтера;
  9. при продаже или покупке бизнеса (нарушения в учете являются предметом торга);

Аудиторское заключение передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг, в соответствии с 307-ФЗ, п. 4.Ключевыми вопросами аудита являются:

  1. анализ

ГОСТ Р ИСО 19011—2022.

Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента

С момента публикации второго издания стандарта в 2011 г.

выпущен ряд новых стандартов на системы менеджмента, многие из которых имеют общую структуру, идентичные основные требования и общие термины и определения.

В результате возникла необходимость рассмотреть расширенный подход к проведению аудиту систем менеджмента, а также предоставить организациям руководящие указания более общего характера.

Результаты аудита могут обеспечить входные данные для аналитической стороны бизнес-планирования а также могут внести вклад в определение потребностей в улучшении и деятельности. Аудит можно проводить по целому ряду критериев, взятых в отдельности или в сочетании, включая, но не ограничивая, следующие:

  1. план(ы) системы менеджмента, касательно обеспечения конкретных результатов системы менеджмента (например, план качества, план проекта).
  2. политики и требования, установленные соответствующими заинтересованными сторонами;
  3. законодательные и нормативные правовые требования;
  4. один или несколько процессов системы менеджмента, определенные организацией и другими сторонами;
  5. требования, определенные в одном или нескольких стандартах на системы менеджмента;

Настоящий стандарт обеспечивает руководящие указания для организаций всех размеров и типов и для аудита различных областей и масштабов, включая аудиты, выполняемые большими аудиторскими группами, обычно для более крупных организаций, а также аудиты, выполняемые одним аудитором как для мелких, так и для крупных организаций. Эти руководящие указания следует адаптировать по области, сложности и масштабу программы аудита.

Данный стандарт уделяет особое внимание «внутренним аудитам» (аудит первой стороны) и аудитах, проводимых организациями у своих внешних поставщиков и иных внешних заинтересованных сторон (аудиты второй стороны).

Данный стандарт также можно использовать для внешнего аудита, выполняемого с целью, отличной от сертификации систем менеджмента третьей стороной. В стандарте

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2022 году

5 Клиринговые организации Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50 Акционерные инвестиционные , управляющие компании паевого инвестиционного Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст.

54 Жилищные накопительные кооперативы Федеральный закон

«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

, ст. 3 Застройщики Федеральный закон «О кредитной кооперации», , и Кредитные потребительские Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15 Микрофинансовые компании Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст.

22 Негосударственные пенсионные Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35 Политические партии Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст.

5 Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ.

Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован .ВАЖНО!