Главная - Статьи - Согласно какому закону страховая сумма по тоталу выплачивается без износа

Согласно какому закону страховая сумма по тоталу выплачивается без износа


Выплаты по осаго без учета износа в 2020 году: новые правила


руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.

  • 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
  • 50%, то есть 250 тыс.

    руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.

  • 100%, то есть 500 тыс.

    руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.

  • По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья.

    Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс.

    руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс.

    руб. Начиная с 1 апреля 2015 года, по страховке ОСАГО на территории России начали гарантированно предоставлять выплаты на погребение и денежную помощь семье, утратившей в результате ДТП кормильца. Справка! До 1 апреля 2015 года эта помощь выплачивалась только лицам, находящимся на иждивении погибшего человека.

    Сегодня величина компенсации составляет 475 тыс. руб. и еще дополнительные 25 тыс.

    руб. на погребение. Если в ДТП погибло несколько человек, то компенсация выплачивается каждой семье усопшего, который был их кормильцем. Если у автовладельца есть купленный полис ОСАГО, и он попадает в аварию, находясь при этом под действием алкоголя или наркотических веществ, то ему как минимум со стороны сотрудников ГИБДД стоит ожидать большого штрафа и лишения прав. При этом страховая компания даже в таком случае обязана произвести страховую выплату пострадавшей стороне, но в дальнейшем с владельца полиса через суд она будет требовать возместить эту сумму.

    В процессе осуществления расчетов страховой суммы принимается во внимание множество факторов:

    • Какой износ у машины.
    • Сколько в денежном эквиваленте придется заплатить за восстановление авто.

    Согласно какому закону страховая сумма по тоталу выплачивается без износа

    То, что машиной пользовались, и «родные» поврежденные составляющие находились на ней последние полгода (а также больше или меньше времени), значения иметь не будет.От этих параметров зависит уровень выплат. Если страховщик учитывает процент износа, то к моменту окончания договора сумма выплаты может уменьшиться на серьезную цифру. Некоторые фирмы не учитывают износ, но их полисы стоят дороже.В случае, если при заключении договора добровольного страхования имущества страхователю предоставлялось право выбора способа расчета убытков, понесенных в результате наступления страхового случая (без учета износа или с учетом износа застрахованного имущества), при разрешении спора о размере страхового возмещения следует исходить из согласованных сторонами условий договора.Однако договор ОСАГО заключается на вполне определенных условиях, не зависящих от воли СК.Правила выплат страхового возмещения по риску «Повреждение» (п.

    10.11 Правил страхования), о чем было заявлено истцом, не предусматривают учет износа автомобиля при расчете стоимости восстановительного ремонта.Если вы оставляете автомобиль себе, то при признании «тотала» страховщик определяет по нормам износа стоимость остатков автомобиля — фактически цену запчастей, которые можно использовать в дальнейшем.В первую очередь, уровень поломки автомобиля, при котором он считается тотальным, каждая страховая фирма устанавливает на свое усмотрение. Он обязательно будет обозначен в договоре и чаще всего не превысит 70-75% от цены машины.

    По-другому, если ремонт пострадавшего транспорта стоит больше чем 70-75% его рыночной ценности – это и есть полная гибель автомобиля каско.СК может утверждать, что при полной гибели ТС сумма страховой выплаты выплачивается за минусом стоимости годных останков.

    Однако давайте попробуем разобраться в этой проблеме.На самом деле страховые компании играют на этом поле очень виртуозно, поскольку они сами решают, и с выгодой, в первую очередь, для себя, когда признавать «тотал», а когда нет.Аргументация

    Как происходят выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля

    Этот вариант обычно дешевле на 50-60%.

    Есть и объединенное предложение «Тотал + угон».

    Указанные программы оказываются актуальны для водителей с большим стажем вождения, когда у них имеются опасения по поводу сохранности автомобиля. Например, к ТС имеют доступ посторонние лица (оно не хранится в гараже, а, например, паркуется во дворе жилого дома).Условия страхования отличаются не только в зависимости от программы, но и от условий, установленных в каждой конкретной СК.
    Например, к ТС имеют доступ посторонние лица (оно не хранится в гараже, а, например, паркуется во дворе жилого дома).Условия страхования отличаются не только в зависимости от программы, но и от условий, установленных в каждой конкретной СК.

    Например, страховщики устанавливают разную величину минимального порога разрушений, после которого можно смело заявлять о конструктивной гибели авто. СК берут за основу процентное соотношение суммы страхования (как правило, стоимость машины) и суммы, требуемой для восстановления ТС – может составлять 65% (Росгосстрах), 70%, а может 80% (РЕСО-Гарантия). Например, при страховой сумме в 500 т.

    р. машина будет признана не подлежащей восстановлению, если на ремонт, по оценкам экспертов, потребуется более 400 т.

    р. Или если при стоимости автомобиля в 1 млн. рублей требуется 750 тыс. на восстановление (75% от стоимости).Чтобы знать все возможные варианты развития событий при наступлении страхового случая, стоит внимательно изучить правила страхования до подписания договора.

    В них должна быть указана пороговая величина.Что же такое тотал в страховании? Под тотальной (или конструктивной) гибелью транспортного средства в системе страхования КАСКО понимается полная или частичная гибель ТС в результате страхового события.Варианты выплаты по КАСКО при полном уничтожении автоИмея на руках заключение экспертов, страховщик вправе предложить один из трех вариантов «расчета» с клиентом.Полная стоимость без вычетовВ первом случае предлагается выплатить полную стоимость авто (точнее сумму, на которую автомобиль был застрахован).

    Страхователь подписывает с СК договор абандона – передает права собственности на машину страховщику, — и получает деньги. Если ТС было застраховано на 1 млн. р., именно столько должен получить владелец, без всяких вычетов.

    Что такое тотал по ОСАГО, как рассчитывается выплата по нему и что советуют юристы

    Это связано с тем, что при признании тотала в формуле применяется величина “рынка” без учета износа, а при выплатах на восстановление – с учетом.

    Таким образом, сравнив результаты вычислений страховщик, заинтересованный в минимальной выплате, выберет наименьший показатель.

    Дополнительно в формуле участвуют величины, отражающие стоимость уцелевших комплектующих. При этом сумма страховых выплат не может превышать лимит, установленный законодательством РФ.

    В некоторых случаях страховой компании будет выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, даже если сумма затрат на восстановительные работы не превосходит стоимость ТС. Страховщик возьмет в расчет два фактора:

    • результаты расчетов сумм, подлежащих к выплате, с учетом и без учета износа, что бы выбрать наименьшую.
    • срок эксплуатации и год выпуска автомобиля, т. к. этот показатель влияет на фактическую стоимость по рынку; чем моложе автомобиль, тем дороже уцелевшие комплектующие, что позволит существенно снизить размер страховых выплат;

    Пример. К страховщику поступает автомобиль сроком эксплуатации в 3 года по средней рыночной цене в 700 тыс.

    рублей. Условия и расчет:

    1. рыночная стоимость авто в момент наступления страхового случая – 620 тыс. рублей;
    2. стоимость ремонта с учетом износа – 400 тыс. рублей;
    3. стоимость годных остатков – 300 тыс. рублей.
    4. стоимость ремонта без учета износа – 600 тыс. рублей;

    Таким образом, к оплате с признанием тотала: 620 000 – 300 000 = 320 000; к оплате без признания тотала: 400 000 (стоимость ремонта без учета износа). Страховщику в таком случае выгоднее признать тотал и выплатить 320 тыс.

    вместо 400 тыс. В случаях, когда стоимость ремонта выше стоимости автомобиля, но страховщику невыгодно выплачивать страховую сумму по тоталу, компании идут на различные методы фальсификации экспертных оценок, поэтому нередко страхователь предпочитает обращаться за помощью в независимые организации. Предоставив документ, свидетельствующий о реальных величинах, проще избежать обмана со стороны страховщика.

    Возмещение ущерба по ОСАГО без износа

    Например, если на 20-летней иномарке повреждено и должно быть заменено ржавое крыло, ответчик должен будет оплатить стоимость новой кузовной детали; для пострадавших водителей получение компенсации усложняется. Требовать возмещения убытков от виновника ДТП можно только через суд.

    Финансовые претензии при этом нужно обосновать, выполнив оценку повреждений, рассчитав стоимость восстановительного ремонта.

    Даже если суд примет решение в пользу истца, нет гарантий, что компенсация будет получена пострадавшим — исполнительное производство может затянуться на годы.

    Страховые компании повально начали пользоваться этим постановлением. Если в ДТП пострадал автомобиль застрахованный по КАСКО, то страховщики забывают о недавней экономии, проявляют лояльность к своему страхователю, и с невиданной легкостью отправляют такие автомобили, не глядя на их возраст, на дилерские станции. Где ремонтируют их по завышенным (по сравнению с обычными СТОА) ценам.

    А спустя некоторое время предъявляют иск к виновнику ДТП*, требуя доплаты разницы между выплатой по ОСАГО и фактическим ремонтом, даже если ущерб не превышает лимита выплаты страховой компании.

    Приведем пример: пострадавший автомобиль Toyota Land Cruiser 200 год выпуска 2014 застрахован по КАСКО и получил повреждения в виде разбитого переднего бампера, который надо менять. Ремонт на дилерской станции составит ориентировочно 45 тысяч рублей.

    Стоимость бампера у дилера около 33 тысяч и работы по замене и окраске около 12 тысяч. Компенсационная выплата по ОСАГО составит примерно 11-12 тысяч рублей. Бампер по справочнику РСА — 6 тыс. рублей (минус износ — процентов 30-40) остается 4 тыс. рублей, работы по замене и окраске по Единой Методике примерно 7 тыс.

    рублей, работы по замене и окраске по Единой Методике примерно 7 тыс. рублей. Значит виновник должен доплатить.

    Внимание!!! 45-11=34 тысячи рублей!

    И главное – все по закону!!! Возникает резонный вопрос: Зачем нужна такая страховка? Ответить на него, на текущий момент, мы не в состоянии. Если вы не виноваты в аварии.

    Порядок действий стандартный: после ДТП нужно обратиться в страховую компанию, оценить ущерб, получить возмещение.

    Согласно какому закону страховая сумма по тоталу выплачивается без износа

    То, что машиной пользовались, и «родные» поврежденные составляющие находились на ней последние полгода (а также больше или меньше времени), значения иметь не будет.

    От этих параметров зависит уровень выплат.

    Если страховщик учитывает процент износа, то к моменту окончания договора сумма выплаты может уменьшиться на серьезную цифру. Некоторые фирмы не учитывают износ, но их полисы стоят дороже. В случае, если при заключении договора добровольного страхования имущества страхователю предоставлялось право выбора способа расчета убытков, понесенных в результате наступления страхового случая (без учета износа или с учетом износа застрахованного имущества), при разрешении спора о размере страхового возмещения следует исходить из согласованных сторонами условий договора.

    Однако договор ОСАГО заключается на вполне определенных условиях, не зависящих от воли СК. Правила выплат страхового возмещения по риску «Повреждение» (п.

    10.11 Правил страхования), о чем было заявлено истцом, не предусматривают учет износа автомобиля при расчете стоимости восстановительного ремонта.

    Если вы оставляете автомобиль себе, то при признании «тотала» страховщик определяет по нормам износа стоимость остатков автомобиля — фактически цену запчастей, которые можно использовать в дальнейшем. В первую очередь, уровень поломки автомобиля, при котором он считается тотальным, каждая страховая фирма устанавливает на свое усмотрение.
    В первую очередь, уровень поломки автомобиля, при котором он считается тотальным, каждая страховая фирма устанавливает на свое усмотрение.

    Он обязательно будет обозначен в договоре и чаще всего не превысит 70-75% от цены машины. По-другому, если ремонт пострадавшего транспорта стоит больше чем 70-75% его рыночной ценности – это и есть полная гибель автомобиля каско. СК может утверждать, что при полной гибели ТС сумма страховой выплаты выплачивается за минусом стоимости годных останков.

    Однако давайте попробуем разобраться в этой проблеме.

    На самом деле страховые компании играют на этом поле очень виртуозно, поскольку они сами решают, и с выгодой, в первую очередь, для себя, когда признавать «тотал», а когда нет.

    Выплата по ОСАГО с учетом износа

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Обратите внимание, что вы можете требовать взыскать с причинителя вреда полную стоимость восстановительных работ, включая затраты на приобретение новых запчастей.

    В отличие от выплат по ОСАГО, где учитывается износ запчастей, причинитель вреда возмещает ущерб без учета износа. Это следует из ст. ст. 15, 1064 и 1079 ГК РФ, п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П, п.

    13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25; Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Интересно, что в деле N А56-65184/2016 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Определении от 21.02.2017 указал, что

    «применение износа на недвижимое имущество противоречит действующему законодательству, так как пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 2 «

    О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» разъяснено, что страховое возмещение выплачивается с учетом износа только к транспортным средствам. Следовательно, в части недвижимого имущества подлежит применению Гражданский кодекс Российской Федерации» . По общему правилу, за исключением осуществления страхового возмещения в случаях, предусмотренных пунктом 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства выше размера страховой выплаты, определенной с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, потерпевший производит станции технического обслуживания доплату соответствующей разницы между страховой выплатой и стоимостью восстановительного ремонта.

    Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

    Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.(в ред. Федерального от 28.03.2017 N 49-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков.(в ред.

    Федерального от 28.03.2017 N 49-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Место нахождения и почтовые адреса страховщика, а также всех представителей страховщика, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в перечне представителей страховщика, являющемся к страховому полису.При недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику в день обращения с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов.(в ред. Федерального от 28.03.2017 N 49-ФЗ)(см.

    текст в предыдущей редакции)Обмен необходимыми документами о страховом возмещении для проверки их комплектности по желанию потерпевшего может осуществляться в электронной форме, что не освобождает потерпевшего от представления страховщику документов

    Тотальная гибель по страхованию ОСАГО в вопросах и ответах?

    Таким образом, экономическая тотальная гибель – это просто порядок расчёта выплаты, когда страховщику становится невыгодно восстанавливать авто.При определении, «погибла» после ДТП машина или нет, эксперт сперва приблизительно, при осмотре транспортного средства, а затем в экспертизе принимает решение о том, экономически целесообразно или нецелесообразно ремонтировать и восстанавливать данное авто.

    Если ремонтировать его нецелесообразно, то говорят, что наступила полная гибель авто.Для целей ОСАГО под полной гибелью понимаются случаи, когда ремонт поврежденного ТС невозможен либо стоимость ремонта равна или больше стоимости машины на дату ДТП.Добровольное автомобильное страхование подчиняется нормам Гражданского Кодекса РФ, в частности, ст. 943 от 26.01.1996 №14-ФЗ (редакция от 23.05.2018).

    Обычно риск полного уничтожения автомобиля включён в стандартный полис КАСКО. Некоторые фирмы, такие как ингосстрах, предлагают застраховать своё ТС по риску тотала, или же тотал + угон.При обращении в СК, с которой заключён договор КАСКО, после совершения ДТП, автомобиль подвергается оценке у компании-партнёра для расчёта стоимости ремонта ТС.

    При превышении порога, установленного в конкретной фирме, страховой случай признаётся тоталом. Не существует единого процентного значения затрат на восстановление ТС по отношению к сумме, на которую застрахован автомобиль. Каждая СК может установить его самостоятельно, и обязана указывать это значение в заключаемых договорах.

    Каждая СК может установить его самостоятельно, и обязана указывать это значение в заключаемых договорах.

    Росгосстрах, например, установил значение для установления тотальной гибели автомобиля на отметке 65%.При наступлении тотал по КАСКО СК предлагает выплачивать компенсацию одним из двух способов:После того, как была проведена оценочная экспертиза авто и признана его тотальная гибель, страхователь оставляет ТС у себя. В таком случае сумму выплаты можно рассчитать путём вычета из стоимости машины (суммы, на которую она застрахована) величины износа (1% за месяц действия полиса) и годных остатков.

    Например: собственник застраховал свой автомобиль на 1 млн.

    Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

    Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».

    В соответствии с ФЗ-40

    «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.

    К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

    Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.

    По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей. На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.
    На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.

    На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %.

    В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.Однако, с 2022 года ситуация изменилась.

    В феврале 2022 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил: «В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО). Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

    Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК). Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».

    В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа. Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.

    Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения? Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:

    • провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
    • направить ;
    • обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
    • обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному );
    • получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.

    Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.

    Коллегия адвокатов Москвы «»

    Выплаты по КАСКО при тотальной гибели автомобиля. Абандон

    Большинство компаний при выплате компенсаций забирает автомобиль и самостоятельно реализует годные остатки.

    Страховщики могут определить конструктивную гибель по собственным установленным конкретно в их компании лимитам. Чаще всего, это 50-75 %. То есть, обратившись в компанию после серьезной аварии, для получения выплат, придется согласиться, что машина пострадала более чем на 50 %, что делает ее по правилам компании «погибшей».

    При этом компании забирает авто, и выплачивает автовладельцу только часть компенсации рыночной стоимости.

    Если компания не забирает авто, то важно проследить за качеством осмотра и списком деталей, признанных годными.

    Если будут не учтены мелкие повреждения, то деталь будет считаться полностью годной, а следовательно, сумма выплаты уменьшится. Часто мелкие комплектующие осматриваются поверхностно, вследствие чего набегает приличная сумма разницы.

    Конечная оценка также зависит от начальной рыночной стоимости.

    Пример: Рыночная стоимость по договору КАСКО 800 тысяч рублей.

    При лимите признания «тотал» гибели авто (конструктивная гибель автомобиля по КАСКО) в 75 % сумма выплат в размере 600 тысяч рублей и более, автоматически делает автомобиль погибшим. Из суммы стоимости вычитается сумма амортизации, стоимость годных по результатам экспертизы запчастей, остальная сумма выплачивается.

    Год износа для данного автомобиля считается по ставке 13 %. Стоимость деталей всегда пытаются завысить.

    Если вы уверены, что сумма завышена слишком сильно, то стоит обратиться к сторонним специалистам.

    При расчете годные запчасти, такие как двигатель, оцениваются в процентах к стоимости целого авто. Двигатель стоит приблизительно 23 % от цены автомобиля.

    Таким образом, утрата годовалой машины, но с оставшимся целым двигателем будет оценена страховщиками: (800 000 – 13 %) -23 % = (800 000-104 000) – 160 080= 589 920 рублей Еще один наиболее неприятный вариант развития событий – отказ компании от выплаты или существенное занижение суммы. Тогда придется обращаться в суд, проводить независимую оценку повреждений.

    Машина без износа

    Если страховщик отказался направить машину на ремонт, а суд решил, что он это должен был сделать, то пострадавший должен получить всю сумму ущерба без учета износа автомобиля.

    К такому заключению пришел Верховный суд, разбирая спор между страховой компанией и автовладельцем. Если страховщик отказался направить машину на ремонт, то по суду он должен будет оплатить его без учета износа. Фото: Александр Корольков Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль.

    Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой. Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт.

    В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах. На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.Пострадавший провел независимую оценку, а затем предъявил страховщику претензию, страховщик повторил свой отказ по тем же основаниям. Тогда Саилян обратился в суд с просьбой взыскать страховое возмещение в размере 346 300 рублей, неустойку, штраф и прочее.Районный суд назначил судебную автотехническую экспертизу.

    Согласно ее заключению, часть повреждений автомобиля соответствует заявленному механизму столкновения. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по повреждениям, полученным в этой аварии, в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Центробанком, составляет без учета износа 346 300 рублей, с учетом износа — 256 500 рублей.

    Районный суд взыскал со страховщика сумму без учета износа, а также штраф 100 000 рублей, неустойку до заседания суда в размере 100 000, компенсацию морального вреда (1000 рублей), а также судебные расходы.Кроме того, со страховщика в пользу пострадавшего взыскана неустойка за каждый день просрочки до дня фактического исполнения решения суда, но не более 300 тысяч.Апелляционный суд, в который обратился страховщик, оставил это решение без изменения. Однако Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав, что страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, а следовательно, размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа.

    Это решение обжаловал в Верховном суде Саилян.И Верховный суд указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих.Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен законом об ОСАГО.Страховщик не направил машину на ремонт, поэтому должен компенсировать его стоимость Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.Страховщик не исполнил своих обязательств по организации восстановительного ремонта, в связи с чем должен возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих. Поэтому Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.Это новое слово в судебной практике, которое автовладельцам, конечно, выгоднее.

    Страховщикам дороже обойдется отказ от своих обязательств.

    Согласно какому закону страховая сумма по тоталу выплачивается без износа

    Это связано с тем, что при признании тотала в формуле применяется величина “рынка” без учета износа, а при выплатах на восстановление – с учетом.

    Таким образом, сравнив результаты вычислений страховщик, заинтересованный в минимальной выплате, выберет наименьший показатель.Дополнительно в формуле участвуют величины, отражающие стоимость уцелевших комплектующих.

    При этом сумма страховых выплат не может превышать лимит, установленный законодательством РФ.В некоторых случаях страховой компании будет выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, даже если сумма затрат на восстановительные работы не превосходит стоимость ТС. Страховщик возьмет в расчет два фактора:

    • результаты расчетов сумм, подлежащих к выплате, с учетом и без учета износа, что бы выбрать наименьшую.
    • срок эксплуатации и год выпуска автомобиля, т. к. этот показатель влияет на фактическую стоимость по рынку; чем моложе автомобиль, тем дороже уцелевшие комплектующие, что позволит существенно снизить размер страховых выплат;

    Пример. К страховщику поступает автомобиль сроком эксплуатации в 3 года по средней рыночной цене в 700 тыс.

    рублей. Условия и расчет:

    1. стоимость ремонта без учета износа – 600 тыс. рублей;
    2. рыночная стоимость авто в момент наступления страхового случая – 620 тыс. рублей;
    3. стоимость ремонта с учетом износа – 400 тыс. рублей;
    4. стоимость годных остатков – 300 тыс. рублей.

    Таким образом, к оплате с признанием тотала: 620 000 – 300 000 = 320 000; к оплате без признания тотала: 400 000 (стоимость ремонта без учета износа). Страховщику в таком случае выгоднее признать тотал и выплатить 320 тыс.