Главная - Статьи - Таблицу отличий закона от иных нормативных актов

Таблицу отличий закона от иных нормативных актов


Таблицу отличий закона от иных нормативных актов

Система законодательства


Как пра­ви­ло, в рам­ках од­ной от­рас­ли за­ко­но­да­тель­ст­ва фор­ми­ру­ет­ся вто­рич­ная ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра: наи­бо­лее важ­ные пра­ви­ла вклю­ча­ют­ся в фе­де­раль­ный за­кон обоб­щаю­ще­го ха­рак­те­ра – ко­декс, ко­то­рый по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти мо­жет быть до­пол­нен или из­ме­нён пу­тём при­ня­тия со­от­вет­ст­вую­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, не­по­сред­ст­вен­но вно­ся­ще­го по­прав­ки в текст дей­ст­вую­ще­го ак­та, ос­во­бо­ж­дая его от ус­та­рев­ших норм. Та­кая фор­ма сис­те­ма­ти­за­ции – ко­ди­фи­ка­ция, при­ня­тая в РФ, от­ра­жа­ет при­над­леж­ность Рос­сии к груп­пе стран ро­ма­но-гер­ман­ско­го пра­ва.

В кон. 20 – нач. 21 вв. в РФ прово­дят­ся глу­бо­кая за­ко­но­да­тель­ная и су­деб­ная ре­фор­мы, су­ще­ст­вен­но об­нов­ле­но (в т.

ч. и по прин­ци­пи­аль­ным во­про­сам) за­ко­но­да­тель­ст­во, раз­ви­ва­ют­ся но­вые от­рас­ли пра­ва – при­ро­до­охра­ни­тель­ное (эко­ло­ги­че­ское), ак­цио­нер­ное, пред­при­ни­ма­тель­ское и др.

В РФ дей­ст­ву­ет бо­лее 20 ко­дек­сов, сре­ди ко­то­рых та­кие фун­да­мен­таль­ные ак­ты, как Гра­ж­дан­ский ко­декс (ч.

1–3, 1994–2001), Вод­ный ко­декс (1995), Се­мей­ный ко­декс (1995), Уго­лов­ный ко­декс (1996), Воз­душ­ный ко­декс (1997), Лес­ной ко­декс (1997), Уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ный ко­декс (1997), Бюд­жет­ный ко­декс (1998), Гра­до­строи­тель­ный ко­декс (1998), Ко­декс тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния (1999), На­ло­го­вый ко­декс (2000), Зе­мель­ный ко­декс (2001), Ко­декс об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (2001), Тру­до­вой ко­декс (2001), Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный ко­декс (2001), Ар­бит­раж­ный про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Граж­дан­ский про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Та­мо­жен­ный ко­декс (2003) и т. д. Обыч­но од­но­вре­мен­но с ко­дек­сом при­ни­ма­ется за­кон о вве­де­нии дан­но­го ко­дек­са в дей­ст­вие, в ко­то­ром мо­жет пре­ду­смат­ри­вать­ся всту­п­ле­ние от­дель­ных его глав или ста­тей в си­лу в бо­лее позд­ние, чем ко­декс в це­лом, сро­ки и др.

осо­бен­но­сти его при­ме­не­ния (напр., к от­но­ше­ни­ям, воз­ник­шим до при­ня­тия ко­дек­са). Ино­гда от­рас­ле­вой ос­но­во­по­ла­гаю­щий нор­ма­тив­ный акт на­зы­ва­ет­ся ус­та­вом или пра­ви­ла­ми [напр., Пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния (1993), Ус­тав же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та (2003)].

С кон. 20 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка при­ня­тия от­дель­ных фе­де­раль­ных за­ко­нов, по­свя­щён­ных толь­ко од­но­му объ­ек­ту пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. При­ме­ром та­ко­го за­ко­на яв­ля­ет­ся Фе­де­раль­ный за­кон

«Об обо­ро­те зе­мель сель­скохо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния»

(2002), объ­ект пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ко­то­ро­го в це­лом пре­ду­смот­рен нор­ма­ми Зе­мель­но­го ко­дек­са, а в этом за­ко­не – лишь ча­ст­ный во­прос зе­мель­ных от­но­ше­ний.

Законы: понятие, признаки и виды

У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов Существуют различные виды подзаконных актов. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм.
Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм.

Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса.

На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях.

Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента.

Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.

На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации.

Каковы отличия нормативно-правовых актов?

В регулировании правоотношений между индивидами использует императивный метод (неукоснительных предписаний и обязательного выполнения). Нормативно-правовые акты, являясь официальной документацией, всегда рассчитаны на неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют существующие правоотношения между сторонами.

К особенностям НПА относятся следующие характерные признаки:

  • Общеобязательность.
  • Правоприменение.
  • Результат правового творчества.
  • Документационная форма.
  • Слаженная последовательность группирования норм права.
  • Нормативность.

Чтобы нормативный акт имел силу, он должен:

  1. быть доступными (для ознакомления и восприятия).
  2. иметь четкую структуру (реквизиты, оглавление, вводную часть (преамбула), общие положения, выводы и заключения, приложения);
  3. отражать существующую реальность;

Нормативно-правовые акты, являясь официальными документами, подразумевают их неоднократное применение.

Они устанавливают или отменяют действующие правоотношения между сторонами. Система НПА имеет в России иерархическую структуру:

  • Уставы субъектов РФ.
  • Подзаконные акты (указы, постановления, распоряжения).
  • Основной Закон и международные соглашения (в том числе, директивы, постановления).
  • Документы в виде актов: министерств, ведомств, служб.
  • Все виды законов: конституционные, отраслевые (административные, трудовые, семейные, уголовные, земельные, налоговые и т. д.), кодексы, Федеральные законы.
  • Акты в виде законов и постановлений властных государственных субъектов, а также органов муниципалитета.
  • Локальные НПА (нормативные договоры для сторон социального партнерства некоторых видов законодательства – трудового, финансового, налогового).

Законы обладают высшей правовой силой и составляют основу законодательства, наряду с правовыми нормами, которые вытекают из них.

Данные документы имеют право разрабатывать, принимать, дополнять и отменять лишь высший аппарат государственного управления – в РФ это Государственная Дума.

Все Законы одобряет и визирует Президент.

Разница между научным и юридическим законом

При этом третьи не должны противоречить положениям вторых, а те — обязаны соответствовать нормам, закрепленным в первых.Главное отличие научного закона от юридического в том, что первый носит в основном дескриптивный характер (то есть он описывает явления), а второй — нормативный (то есть он регламентирует поведение человека в обществе, в хозяйственных отношениях).Конечно, между ними есть большая разница и с точки зрения содержания, субъекта разработки и принятия. Научный закон создается учеными и закрепляется в специальных трудах (например, в диссертациях), публикуется в журналах, оглашается на конференциях. Юридический — разрабатывается государственными и муниципальными органами, управленческими структурами предприятия и фиксируется в виде правового акта.В некоторых случаях научные законы используются при разработке юридических.

Например, если в ходе физических экспериментов определяются важнейшие свойства тех или иных промышленных материалов и фиксируются в виде научного закона, то его положения могут быть задействованы уже при юридическом закреплении стандартов выпуска соответствующих материалов.Определив, в чем разница между научным и юридическим законом, зафиксируем ее основные критерии в таблице.

Научный закон Юридический законЧто общего между ними?Научный закон может быть использован при разработке юридическогоВ чем разница между ними?Носит главным образом дескриптивный характерНосит преимущественно нормативный характерРазрабатывается ученымиРазрабатывается компетентным субъектом — государством, муниципалитетом, частной фирмой (но ученые могут привлекаться и влиять на процедуру принятия юридического закона)Связан в основном с природными, физическими процессамиСвязан главным образом с социально-экономическими, политическими процессами

Отличия от иных правовых актов.

Акты толкования права, как правило, не содержат новых правовых норм, они направлены на разъяснение и в определенных пределах конкретизацию правовых норм, носят в этой области обязательный характер и действуют вместе с разъясняемыми нормативными актами. Это, например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, инструктивные письма Центробанка, Таможенного комитета и др. Индивидуальные правовые акты адресованы конкретным лицам, содержат индивидуально-конкретные предписания, действуют в ограниченных во времени пределах до момента выполнения принятого решения.

К индивидуальным актам относятся: § акты применения права — государственно-властные акты-документы, выражающие индивидуально-правовую деятельность государственных органов, направленную на решение (разрешение) конкретного юридического дела, установление либо конкретизацию юридических прав и обязанностей, определение их меры и объема; § акты реализации прав обязанностей — договоры, дополнительные соглашения по их исполнению, иные акты-документы, фиксирующие автономные решения отдельных лиц в процессе их правовой активности и правореализующей деятельности. Ведущее положение нормативных актов как источников права в статутных правовых системах, все большее их распространение в правовых системах общего права и традиционных правовых системах объясняется их достоинствами, соответствием объективным свойствам права современной цивилизации по сравнению с правовыми обычаями и судебными прецедентами.

§ Нормы права формируются в нормативных актах как общие модели, масштаб поведения, применимый к многократно повторяющимся, типичным общественным отношениям, тем самым обеспечивается ведущее свойство права — общеобязательная нормативность. § Нормативные акты отличаются оперативностью: они при необходимости могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены, то есть способны оперативно реагировать на изменяющиеся общественные отношения. § Они исходят из единого центра — правотворческих

Законы: понятие, признаки и классификация

Законы существуют с древнейших времен, ибо без них невозможно ни одно цивилизованное общество, они выступают универсальным регулятором общественных отношений.

Но если раньше они носили, в основном, форму религиозных запретов, то теперь это юридическое понятие стало намного шире. Что в современном правовом обществе представляет собой закон? Законом называют специализированный нормативный акт, который принимает либо высший государственный орган (в России Парламент), либо непосредственно сам народ путем референдума.

Закон наделен высшей юридической силой и призван регулировать ключевые, важнейшие общественные отношения.

Именно он говорит, каким является государственный строй, какими правами и свободами наделены граждане, что входит в компетенцию каждого звена органов власти.

Отличие законов от всех остальных актов и состоит в том, то они называют самые главные, первичные нормы, а остальные правовые документы лишь конкретизируют и уточняют их. Закон не может быть отменен никем иным, кроме органа, его принявшего. Признаки законов: 1. Законы могут быть приняты только органом законодательной власти либо на референдуме.

2. Законы имею особы законодательно установленный порядок подготовки и принятия. 3. Закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы. 4. Закон регулирует базовые и наиболее важные общественные отношения.

Поскольку законов в любом государстве достаточно много, естественно, они нуждаются в группировке по разным признакам.

Исходя из этого, разработано несколько классификаций на разных основаниях. Рассмотрим их подробнее: Классификация по юридической силе.

Все законы делятся на 4 группы: 1. Конституция – основной свод законов государства. В ней отражены наиболее важные вопросы, и именно на ее положениях разрабатывается вся государственная нормативно-правовая база. В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы.

В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы. 2. Федеральные конституционные – раскрывают наиболее важные положения Конституции.

К числу конституционных относят законы о военном положении, о референдуме, о государственных символах РФ, о судебной системе и так далее. Все эти законы имеют учредительный характер. 3. Федеральные – дополнительно подразделяются на органические и обыкновенные.

Все федеральные законы призваны регламентировать различные стороны человеческой жизни: социально-политические, общественные, духовные. К ним относят, к примеру, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный и так далее.

4. Законы отдельных субъектов Федерации.

Их принимают представительные органы на местах, и действуют они только на определенной территории.

Например, закон о социальных гарантиях в Саратовской области.

Однако местные законы не могут вступать в противоречия ни с Конституцией, ни с федеральными нормативными актами. Классификация по субъектам законотворчества.

Все нормативные акты делят на две группы в зависимости от того, кем они были приняты: Парламентом или народом на референдуме. Классификация по характеру. Выделяют две группы законов: текущие и чрезвычайные. Чрезвычайные законы вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа.

В любом случае, они имеют временный характер.

Классификация по степени систематизации.

Все законы делят на обыкновенные и кодификационные (органические). В последнюю группу внесены те нормативные акты, которые дополнительно систематизированы в кодексах: Уголовном, Гражданском и т.

д. Они призваны полностью регламентировать отношения в определенной сфере жизни. Значение законов для государства переоценить трудно.

Именно благодаря ним существует государство, в котором каждый знает свои права и обязанности. Именно от того, насколько эффективно защищается закон, зависит прочность государственного устройства.

Разница между законом и указом.

Как устроены нормативные правовые документы в России, как они принимаются и вступают в силу?

За нарушение правовых норм, указанных в НПА, последует ответственность, определяемая судебной системой.

НПА могут быть как постоянными, так и временными. Например, федеральный закон – это постоянная официальная информация, а указ Президента может иметь правовую силу только в определенный период.

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  • подзаконные акты;
  • международные акты;
  • региональное законодательство.
  • законы;

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России.

Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  • федеральные законы и кодексы.
  • Конституция;
  • федеральные конституционные законы;

Конституция обладает высшей юридической силой.

Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции.

Например, Федеральный конституционный от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».

Этот закон был принят в исполнение 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения.

А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ. Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы.

Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы

Справочная информация: «Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

тайна Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»Аудиторская тайна Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»Тайна страхования Гражданского кодекса РФ (часть вторая) Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»Тайна ломбарда Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах»Тайна связи Конституции РФ и Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи»Тайна завещания Гражданского кодекса РФ (часть третья)Тайна усыновления Семейного кодекса РФТайна исповеди Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине Федерального закона от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»Тайна следствия Уголовно-процессуального кодекса РФ Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»Тайна совещания судей Гражданского процессуального кодекса РФ Арбитражного процессуального кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗКонфиденциальность арбитража (третейского разбирательства) Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»Отдельные

Закон в РФ — понятие, основные характеристики, функции, кто принимает

Поэтому в ссылке на норматив всегда проставляется год.

Процедура состоит из инициативы и обсуждения.

Инициатива — предоставление определенным лицам или учреждениям права на внесение во властные органы предложений по совершенствованию законодательства. Представительские структуры и законодательные центры обязываются к рассмотрению поступающих инициатив перед принятием. Обсуждение предлагаемого законопроекта проходит в нескольких чтениях.
Обсуждение предлагаемого законопроекта проходит в нескольких чтениях. Рассмотрение осуществляется на открытом собрании палаты органа представительства.

Вначале следует доклад подготовительного комитета с освещением основных вопросов проекта. Важные положения, которые касаются всего населения, обсуждаются всенародно посредством референдума. Решение комиссии может быть следующим:

  1. отклонение без права повторного рассмотрения;
  2. отправление на доработку некоторых положений.
  3. принятие;

Отличия в порядке принятия и изменения обыкновенных и конституционных законопроектов отражает их неравнозначное положение в системе права.

Упрощенные процедуры принятия и голосования текущих указов подчеркивают их относительно уменьшенную глобальность, стабилизацию и функциональность по сравнению с конституционными правовыми нормативами.

В зависимости от утверждающих органов и территории действия есть следующая классификация законов:

  1. общефедеральные;
  2. законопроекты государственных субъектов.

Первый вид устанавливается высшими органами федерации и действует на всей территории. Второй вид утверждаются аналогичными органами субъектов государства и имеет силу только в подведомственных регионах.

Если есть расхождения в общих и субъектных законопроектах, то предпочтение отдается федеральному закону. Законопроекты принимаются с соблюдением регламентирующих правил, как принято в соответствии с полномочиями органа законодательства.

По содержанию документ регулирует важные отношения в общественном строе. В демократической стране федеральные законы занимают главенствующее

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы.

Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы: 1. Конституция РФ Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу.

Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены , по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.2. Международные договорыЯвляются частью правовой системы России ().

Международные договорыЯвляются частью правовой системы России (). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли.

Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы. Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать .4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5.

Конституции (уставы) субъектов ФедерацииНаша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы).

Они Конституции РФ. 6. Законы субъектов ФедерацииЗаконодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования. Копировать ссылку

Разница между законом и кодексом

Многие российские кодексы представлены несколькими частями — например, Налоговый, Гражданский. Можно отметить, что рассматриваемые источники права часто обозначают в виде аббревиатур — НК РФ, ГК РФ.Положения кодексов могут дополняться нормами других федеральных законов — «обычных».

С помощью отдельных ФЗ формулировки кодексов изменяются, дополняются. Также в целях конкретизации положений рассматриваемых нормативных актов могут утверждаться и подзаконные источники — Постановления Правительства, Указы Президента, приказы различных ведомств.Процедура принятия кодекса та же, что характеризует утверждение любого другого федерального закона: сначала ФЗ принимается в трех чтениях Госдумой, затем утверждается Советом Федерации, после — подписывается Президентом РФ.Как и в случае с термином «закон», понятие кодекса может применяться и в целях обозначения неписаных норм и правил — то есть представленных в виде правовых обычаев, сложившихся в том или ином сообществе. В этом случае, кстати, рассматриваемые термины могут использоваться и как синонимы.

Например, можно сказать «кодекс чести» или же «закон чести» (хотя первый термин существенно более распространен). Главное отличие закона от кодекса, если рассматривать данные термины на уровне понятийного аппарата, принятого в правовой системе РФ, заключается в том, что первый источник права может быть представлен в нескольких разновидностях, а кодекс — только как ФЗ.

С точки зрения универсальных правовых критериев закон отличается от кодекса тем, что представляет собой правовой акт, регулирующий довольно узкий спектр правоотношений, в то время как кодекс аккумулирует в себе положения, юрисдикция которых способна быть очень широкой.При неофициальном употреблении термины, о которых идет речь, вполне могут выступать синонимами.